Что такое ёмкость автомобильного аккумулятора и какое значение выбирать?

Сила тока

Ток, его интенсивность указывается в амперах, пишется . Это результат действия напряжения: как только две группы зарядов смогут взаимодействовать друг с другом через какой-то путь, сила тока будет описывать, как быстро они это делают. То есть сила электрического тока — это количество зарядов, протекающих по цепи в секунду. Тем не менее, никто не считает отдельные электроны, физики изобрели несколько методов для облегчения этого дела.

Ток определяется в одной точке цепи: в проводе, резисторе, аккумуляторе и так далее

Мы измеряем его с помощью амперметра, подключенного последовательно в цепи — на время измерения он имитирует кусок провода (но амперметр имеет ненулевое сопротивление, которое иногда следует принимать во внимание)

О чем говорит индикатор на аккумуляторе

Индикатор АКБ

По цвету лампочки на индикаторе можно судить об исправности работы зарядного устройства. Если горит зеленый знак – батарея полностью заряжена и готова к эксплуатации. Белый индикатор предупреждает о низком уровне электролита.

Это может быть связано с неисправной работой устройства. Однако чаще всего достаточно добавить дистиллированную воду. Красный цвет говорит о том, что аккумулятор необходимо подзарядить. Если вы видите черный индикатор, в таком случае требуется срочная зарядка. В противном случае устройство может выйти из строя.

Современные производители указывают расшифровку надписей на самом оборудовании. Поэтому не обязательно запоминать цвет аккумулятора. На фото представлено, как это выглядит.

При некоторых неисправностях индикатор может не срабатывать. К примеру, если попала грязь, мусор, вода в лампочку. Поэтому определить емкость зарядки по цвету невозможно. В этом случае нужно попробовать провести чистку индикатора. Если у вас не получается выкрутить лампочку, лучше обратиться к специалистам. Иногда цвет меняется, к примеру: там, где должен быть зеленый, горит красный. Это также говорить о неисправной работе устройства.

Какие обозначения должны обязательно присутствовать на аккумуляторе:

  1. Емкость в Ап/ч или WH;
  2. Маркировка компании-производителя, причем они не должны пересекаться среди разных брендов;
  3. Значение напряжения на панели;
  4. Ток холодной прокрутки аккумулятора;
  5. Полярность устройства;
  6. Дата изготовления на панели;
  7. Какие-либо предупредительные обозначения (опасные);
  8. Вес аккумулятора;
  9. Если устройство кальциевое, должен быть знак CA/CA.

Все буквы и цифры должны быть четко прописаны на панели. Внимательно посмотрите на фото, которое содержит правильную маркировку. Чаще всего, мелкий шрифт можно встретить у малоизвестных производителей, особенно которые стараются копировать дорогие бренды.

По маркировке можно узнать про аккумулятор практически все. Поэтому необходимая информация должна быть представлена на панели, к примеру, как на фото. Не забывайте про основные характеристики современных моделей зарядного устройства. Параметры должны полностью подходить к вашему автомобилю.

Маркировка заграничных АКБ

Большинство европейских производителей маркируют батареи по пятизначному немецкому стандарту DIN (например, 560 19) или девятизначному международному ETN (например, 563 401 061).

Маркировка аккумулятора ETN

Первые три цифры в структуре кодов как DIN, так и ETN означают одно и то же: номинальную емкость и напряжение батареи. У 6-вольтовых батарей данное число берется без изменений (от 001 до 499), у намного более распространенных 12-вольтовых АКБ из имеющегося в маркировке числа (от 501 до 799) необходимо вычесть 500, чтобы узнать ампераж батареи. Так, если на батарее выбит уже приведенный нами для примера код «560 19», то емкость данной АКБ равна 560 – 500=60 А*ч. Последние две цифры при маркировке DIN и вторая тройка цифр кода ETN характеризуют размеры и тип полюсных выводов, тип газоотвода, конструкцию крепежных элементов, тип крышки, наличие ручек и вибропрочность данного варианта конструктивного исполнения АКБ.

Статья по теме

Как не купить «просрочку»? Учимся определять дату выпуска аккумулятора по маркировке

Три последние цифры маркировки ETN – 1/10 от тока холодной прокрутки батареи. Используя уже приведенный пример кода ETN (563 401 061), получим, что данная батарея демонстрирует ток холодной прокрутки равный 0,61*10=610 А.

У производителей АКБ из Японии есть свой стандарт качества – JIS. Он содержит в себе четыре показателя и выглядит подобным образом: 95D26L. Число «95» здесь – своеобразный коэффициент, указывающий на показатели емкости АКБ и пусковой ток, воспринимать его как чистый показатель емкости нельзя. Буква «D» – указывает на размер батареи и конструкцию изготовления клемм, маркируется эта информация при помощи латинских букв от A до H. Третий показатель («26») дает покупателю данные по длине аккумулятора. Последний же показатель обозначает полярность. Буква «R» ставится в коде JIS в случае, если отрицательная клемма расположена справа, «L» – если слева.

Маркировка аккумулятора JIS

Чтобы Вы могли лучше разобраться в «хитрой» японской маркировке АКБ, приведем таблицу основных показателей АКБ из Страны Восходящего Солнца:

Таблица основных характеристик японских аккумуляторов

Наконец, американские производители АКБ пользуются при маркировке стандартом SAE(например, А24410) . Данное обозначение состоит из номера типоразмерной группы (24) и ампеража батареи при -18С(410).

Расчет времени работы аккумулятора

Итак, как произвести расчет времени работы от аккумулятора?
Емкость АКБ частенько указывают в ампер-часах, ну или в мА·ч.
Вроде ничего сложного, ведь все есть, у вас скажем, батарея емкостью (C) 800 мА·ч часов и прибор с потребляемым током (I) в 100 мА·ч, значит, по формуле, он может обеспечивать работу этого девайса 8 часов. Так? Не совсем. Кол-во электрической энергии, которое можно извлечь из АКБ, зависит от тока разряда аккумулятора. То есть при довольно большом токе разряда батарея садится молниеносно и отдает мало энергии.

Это явление было замечено много лет назад, но первым, кто попытался учесть его количественно, был Пекерт (Peukert), который изменил формулу.
По Пекерту, время разрядки АКБ равно,
где n – экспонента Peukert.
Сp – емкость Peukert.
I – ток разряда.
Значение экспоненты Пекерта можно определить экспериментальным образом. Оно зависит от типа агрегата и даже от его выпуска. В основном, это значение лежит в диапазоне от 1.1 до 1.3.

Для некоторых АКБ изготовитель его указывает, но это случается нечасто. В основном можно заметить данные по емкости батареи для разного времени разряда. Этого в принципе хватит, чтобы узнать значение экспоненты Peukert самостоятельно. Вот вы и узнали, как рассчитать, на сколько хватит аккумулятора.

На сколько времени хватит аккумулятора для работы инвертора

Итак, как рассчитать, на сколько хватит аккумулятора? Теоретически, в каждой конкретной ситуации, время работы инвертора стоит подсчитывать отдельным образом, исходя из следующих факторов:

  • Емкости АКБ.
  • Состояния агрегата, уровня износа и заряда.
  • Условий эксплуатации.
  • Мощности подсоединяемых приборов и поглощаемой ими силы тока.
  • Типа нагрузки и объема.

Но даже если все учесть, точный подсчет времени функционирования инвертора сложно произвести. Расчет аккумулятора для инвертора без запуска двигателя по формулам часто бывает довольно неточным. В первую очередь, потому что, что линейного типа зависимость в падении напряжения АКБ до минимально допускаемых значений отсутствует.

Это все потому что в процессе функционирования инвертора на батарею влияет много важных факторов. Но, так или иначе, расчет по формуле вполне возможен.
Для примера и наглядности расчетов времени функционирования инвертора используем следующие данные:

  • Емкость АКБ 60 ампер-часов.
  • Питаемый девайс, ноутбук Леново G550.

Входного типа напряжение, у которого 19 Ватт, поглощаемая сила тока – 3.42 А,
мощность – 19х3.42 = 64.98 Ватт (округляем до 65).
Инвертор для авто чаще всего имеет КПД около 85%, получается если к нему подключена нагрузка 100. В, то от батареи он будет поглощать 115 В.
Вычисление времени функционирования выполняем по формуле T (час) = Ah (ампер-час) х V (вольт) х N (0.85) х K (коэффициент 0.5 или 0.25) / P (В), в которой:

  • T — время работы подсоединенного девайса в часах. Ah — емкость батареи машины в ампер-час. V — мин. напряжение в вольтах.
  • N — КПД инверторного устройства, берем значение в 85%, в формуле — 0.85.
  • K — макс. процент допустимой степени разряда батареи в зависимости от температурного режима воздуха: 0.5 или 0.25.
  • P — мощность подсоединенного к инвертору девайса в ваттах.

В результате получается: для теплых погодных условий: Т = 60х11.6х0.85х0.5/65 = 4.5 или четыре часа тридцать минут, для минусовой температуры: Т = 60х12х0.85х0.25/65 = 2.3 или два часа и восемнадцать минут.

Если у вас не получается выполнить расчет времени работы аккумулятора и вы не разбираетесь в формулах, воспользуйтесь помощником. Калькулятор сразу решит все ваши проблемы, главное, это правильно указать данные.

Правила безопасной эксплуатации АКБ

Чтобы не допустить ускоренного выхода из строя аккумулятора, необходимо соблюдать определенные правила использования.

Также эти правила позволят безопасно эксплуатировать устройство:

  1. Между выходами аккумулятора никогда не нужно делать цепь замыкания. Помните о том, что даже небольшой ток на полностью заряженной АКБ будет способствовать расплавлению элементов клемм. Соответственно, в худшем варианте он может даже стать причиной термического ожога.
  2. Устройства ни в коем случае нельзя хранить в полностью разряженном состоянии. Это будет способствовать сульфатации электродов, соответственно, уровень емкости в АКБ будет во многом понижаться.
  3. Если у вас возникла необходимость зарядить аккумулятор, то при подключении его к ЗУ необходимо внимательно проверить полярность. В том случае, если ваша АКБ заряжена, при этом вы перепутаете полярность, это вполне может привести к тому, что батарея просто выйдет из строя.
  4. Без необходимости никогда не разбирайте устройство. Внутри корпуса находится гелеобразный электролит, если он попадет на кожу, то вполне может вызвать ожог.
  5. В том случае, если аккумулятор полностью вышел из строя, его утилизация осуществляется в соответствии со всеми требованиями к утилизации подобных устройств.

Проверка аккумулятора

Если во время эксплуатации АКБ появились проблемы, то стоит проверить уровень ее заряда. Это связано не только с тем, что эффективность работы всей бортовой системы снижается, но и с возможной поломкой генератора. Если батарея регулярно недозаряжена, возможно, это устройство вышло из строя. На многих современных аккумуляторах установлены специальные индикаторы, меняющие цвет в зависимости от уровня заряда. Если этот элемент отсутствует, то узнать, какая емкость у автомобильного аккумулятора, можно с помощью мультиметра либо вольтметра.

Это довольно быстрый способ, хотя и не самый точный. Для решения поставленной задачи кроме измерительного прибора, также потребуется устройство, потребляющее около половины номинального параметра емкости АКБ. Также стоит учитывать и то напряжение, при котором работает этот девайс — 12 В.

Этот метод измерения имеет один недостаток — точно определить показатель емкости не получится. С его помощью можно лишь выяснить степень износа АКБ. После подключения измерительного прибора, необходимо выждать несколько минут. В соответствии с полученными показателями и определяется процент первоначального параметра:

  • Свыше 12,4 В — 100%.
  • От 12 до 12,4 В — в пределах 50−90%.
  • От 11 до 12 В — 20−50%.
  • Ниже 11 В — менее 20%.

Следует помнить, что если батарея утратила около 50% своей емкости, она должна быть заменена. Для более точного тестирования можно использовать контрольный разряд или специальные устройства. Второй способ является наиболее точным и активно используется в сервисных центрах.

Опыт пользователей

Аккумуляторные проблемы волновали меня ещё два года назад, когда у меня не было прав. Сначала никак не мог определить его ёмкость, потом разобрался. В учебном заведении предложили заняться проектом на свободную тему. Я решил изучить соответствие параметров, указанных на батарейках разных производителей, с их реальными характеристиками. Занимался этим как хобби, делал все ради интереса. Не думал, что это пригодится потом, когда я начну водить.

Конечно, я больше не разряжаю аккумуляторы полностью, пользуюсь более совершенными методами. Всегда включаю в сеть твердотельное реле, чтобы не было нужды разрежать накопитель полностью.

Александр Казаков

Это простая процедура, ведь формула ёмкости аккумулятора изучается ещё в восьмом классе. Конечно, не все в школьные годы любят физику и полагают, что она никак не пригодится им в жизни. Но большинство парней, да и девушек тоже, затем садится за руль

При вождении и уходе за автомобилем важно понимать основы механики и электричества, поэтому пренебрегать физикой не стоит. Но кто-то просто забывает полученные знания либо не может применить их на практике. Впрочем, формулу силы тока иногда знают даже те, кто не учился в школе: I = U/R

Когда этот параметр известен, достаточно умножить его на время работы

Впрочем, формулу силы тока иногда знают даже те, кто не учился в школе: I = U/R. Когда этот параметр известен, достаточно умножить его на время работы.

Виктор Шкурапетов

Всегда выполняю измерения, пользуясь полным разрядом. Считаю, что это единственный метод, который даёт достоверный результат, так что рекомендую только его. Конечно, иногда неудобно несколько часов заряжать устройство, в особенности — с большой ёмкостью, как в автомобилях. Однако альтернативы все равно не вижу. Тем более машина — механизм, за исправностью которого нужно внимательно следить. Никто не захотел бы остаться без света ламп ночью или в туман, ведь этому человеку пришлось бы дожидаться либо утра, либо помощи братьев-автомобилистов. Оба варианта — не очень приятное времяпрепровождение.

Андрей Колегов

1 ватт сколько ампер

По формуле или еще проще

Выбираем в магазине две вещи, которые должны использоваться «в тандеме», например, утюг и розетку, и внезапно сталкиваемся с проблемой — «электропараметры» на маркировке указаны в разных единицах.

Как же подобрать подходящие друг к другу приборы и устройства? Как амперы перевести в ватты?

Смежные, но разные

Сразу надо сказать, что прямого перевода единиц сделать нельзя, поскольку обозначают они разные величины.

Ватт — указывает на мощность, т.е. скорость, с которой потребляется энергия.

Ампер — единица силы, говорящая о скорости прохождения тока через конкретное сечение.

Чтобы электрические системы работали безотказно, можно рассчитать соотношение амперов и ваттов при определенном напряжении в электросети. Последнее — измеряется в вольтах и может быть:

  • фиксированным;
  • постоянным;
  • переменным.

С учетом этого и производится сопоставление показателей.

«Фиксированный» перевод

Зная, помимо величин мощности и силы, еще и показатель напряжения, перевести амперы в ватты можно по следующей формуле:

P=I*U

При этом P — это мощность в ваттах, I — сила тока в амперах, U — напряжение в вольтах.

Такой «график соотношений» будет достоверным для сетей с фиксированным и постоянным напряжением.

«Переменные нюансы»

Для расчета при переменном напряжении в формулу включается еще одно значение — коэффициент мощности (КМ). Теперь она выглядит так:

P=I*U*КМ

Сделать процесс перевода единиц измерения более быстрым и простым поможет такое доступное средство, как онлайн-калькулятор «ампер в ватты». Не забывайте, что если надо ввести в графу дробное число, производится это через точку, а не через запятую.

Таким образом, на вопрос «1 ватт — сколько ампер?», с помощью калькулятора можно дать ответ — 0,0045. Но он будет справедливым только для стандартного напряжения в 220в.

  • Используя представленные в интернете калькуляторы и таблицы, вы сможете не мучиться над формулами, а легко сопоставить разные единицы измерения.
  • Это поможет подобрать автоматические выключатели на разную нагрузку и не тревожиться за свои бытовые приборы и состояние электропроводки.
  • Ампер — ватт таблица:
6 12 24 48 64 110 220 380 Вольт
5 Ватт 0,83 0,42 0,21 0,10 0,08 0,05 0,02 0,01 Ампер
6 Ватт 1 0,5 0,25 0,13 0,09 0,05 0,03 0,02 Ампер
7 Ватт 1,17 0,58 0,29 0,15 0,11 0,06 0,03 0,02 Ампер
8 Ватт 1,33 0,67 0,33 0,17 0,13 0,07 0,04 0,02 Ампер
9 Ватт 1,5 0,75 0,38 0,19 0,14 0,08 0,04 0,02 Ампер
10 Ватт 1,67 0,83 0,42 0,21 0,16 0,09 0,05 0,03 Ампер
20 Ватт 3,33 1,67 0,83 0,42 0,31 0,18 0,09 0,05 Ампер
30 Ватт 5,00 2,5 1,25 0,63 0,47 0,27 0,14 0,03 Ампер
40 Ватт 6,67 3,33 1,67 0,83 0,63 0,36 0,13 0,11 Ампер
50 Ватт 8,33 4,17 2,03 1,04 0,78 0,45 0,23 0,13 Ампер
60 Ватт 10,00 5 2,50 1,25 0,94 0,55 0,27 0,16 Ампер
70 Ватт 11,67 5,83 2,92 1,46 1,09 0,64 0,32 0,18 Ампер
80 Ватт 13,33 6,67 3,33 1,67 1,25 0,73 0,36 0,21 Ампер
90 Ватт 15,00 7,50 3,75 1,88 1,41 0,82 0,41 0,24 Ампер
100 Ватт 16,67 3,33 4,17 2,08 1,56 ,091 0,45 0,26 Ампер
200 Ватт 33,33 16,67 8,33 4,17 3,13 1,32 0,91 0,53 Ампер
300 Ватт 50,00 25,00 12,50 6,25 4,69 2,73 1,36 0,79 Ампер
400 Ватт 66,67 33,33 16,7 8,33 6,25 3,64 1,82 1,05 Ампер
500 Ватт  83,33 41,67 20,83 10,4 7,81 4,55 2,27 1,32 Ампер
600 Ватт 100,00 50,00 25,00 12,50 9,38 5,45 2,73 1,58 Ампер
700 Ватт 116,67 58,33 29,17 14,58 10,94 6,36 3,18 1,84 Ампер
800 Ватт 133,33 66,67 33,33 16,67 12,50 7,27 3,64 2,11 Ампер
900 Ватт 150,00 75,00 37,50 13,75 14,06 8,18 4,09 2,37 Ампер
1000 Ватт 166,67 83,33 41,67 20,33 15,63 9,09 4,55 2,63 Ампер
1100 Ватт 183,33 91,67 45,83 22,92 17,19 10,00 5,00 2,89 Ампер
1200 Ватт 200 100,00 50,00 25,00 78,75 10,91 5,45 3,16 Ампер
1300 Ватт 216,67 108,33 54,2 27,08 20,31 11,82 5,91 3,42 Ампер
1400 Ватт 233 116,67 58,33 29,17 21,88 12,73 6,36 3,68 Ампер
1500 Ватт 250,00 125,00 62,50 31,25 23,44 13,64 6,82 3,95 Ампер

И ещё видео по теме:

Что такое сила тока

Электричество в аккумуляторных батареях вырабатывается за счёт химических реакций при взаимодействии электролита (кислотный или щелочной раствор определённой плотности) и свинцовых пластин, выступающих в качестве электродов. В результате образуется ток – упорядоченное движение заряженных частиц. Силой тока принято называть количество электричества, перемещающееся в поперечном сечении проводника за единицу времени (секунду).

Классический вариант при идеальных условиях предполагает, что сила тока на всём участке цепи неизменна. Практика доказывает, что на итоговое значение оказывают влияние различные внешние факторы:

  • окружающая температура;
  • возможные источники электромагнитного излучения, находящиеся поблизости;
  • сложность электрической цепи и пр.

Для автомобильного АКБ важным параметром является пусковой ток, который в некоторых источниках называют ещё и током холодной прокрутки (Cold Cranking Amps – CCA).

В России установлены государственные стандарты для производителей автомобильных источников питания по CCA. Нижние пороговые значения батарей лимитированы в ГОСТ 53165-2008. По действующему на сегодня стандарту без посадки АКБ обязана выдавать на клеммах ниже 9 В на протяжении 30 секунд при окружающей температуре -18С.

Такой параметр как ёмкость аккумуляторной батареи связан с количеством электричества. Значение измеряется в ампер-часах. Во время обычной эксплуатации автомобилистам не рекомендуют разряжать АКБ ниже предельных минимальных значений. Это негативно скажется на дальнейшей эксплуатации прибора.

Значение ёмкости помогает вычислить ориентировочный период отдачи батареей заряда. Ёмкость находится в прямой зависимости от силы тока, поэтому во время испытаний нормируются условия разряда. Для большинства аккумуляторов установлена ёмкость 60 Ач, соответственно для двадцатичасового разряда ампераж составит 3 А, а для десятичасовой работы – 6 А. Для тока разряда в 25 А типовая ёмкость АКБ составит 40 А, обеспечивая питанием бортовую систему на протяжении 96 минут.

МКА-ПН1 (Зонд-ПП)

МКА-ПН1 (Зонд-ПП)
Заказчик ИРЭ РАН
Производитель НПО им. Лавочкина
Спутник Земли
Запуск 22 июля 6:41:39 UTC
Ракета-носитель Союз-ФГ/Фрегат
Стартовая площадка Байконур Пл. 31
Длительность полёта 11 месяцев
NSSDC ID
SCN
Технические характеристики
Платформа Карат
Масса 160 кг
Мощность 100-150 Вт
Срок активного существования 3 года
Элементы орбиты
Тип орбиты солнечно-синхронная круговая
Большая полуось 7191 км
98,9 °
Период обращения 101,1 мин
Апоцентр 819,6 км
Перицентр 806,0 км
Высота орбиты 815 км

МКА-ФКИ (ПН1) «Зонд-ПП»

— первый космический аппарат серии. Запуск изначально планировался на 2008 год, однако в результате задержек был отложен до июля 2012 года. Полезная нагрузка платформы — «Зонд-ПП» — российский малый спутник дистанционного зондирования земли, разработанный в НПО им. Лавочкина.

Эксперимент «Зонд-ПП» проводится ИРЭ РАН и предназначен для создания карт влажности почв и солености водных акваторий. Данные, полученные с аппарата, планируется использовать для изучения энергообмена океан-суша-атмосфера и прогнозирования изменений климата. Одним из основных инструментов спутника является 2-канальный радиометр L-диапазона.

Научная программа экспериментов была разработана в ИРЭ РАН на основе предложений российских организаций. При разработке программы использовался имеющийся в ИРЭ РАН опыт формирования научных программ исследований и экспериментов по космическим проектам «Природа», «Океан-О» № 1 и др. Основной вклад в разработку ключевых предложений по Научной программе экспериментов (приоритетные направления исследований, объекты исследований) внесли ИРЭ РАН, Институт космических исследований РАН, Институт океанологии имени П. П. Ширшова РАН.

Научные задачи, которые позволит решать информация с космического аппарата МКА-ПН1:

  • исследование температурно-влажностного состояния лесоболотных систем;
  • изучение биометрических характеристик растительности;
  • изучение солености водных акваторий;
  • исследование гляциальных и мерзлотных зон;
  • изучение энергообмена системы океан-суша-атмосфера;
  • исследование геотермальной деятельности;
  • картирование влажности почв.

Реализация Научной программы экспериментов позволит оценить эффективность СВЧ радиометрического метода определения влажности почв и биомассы растительности, солености морей из космоса (точность оценки влажности и биомассы, солености, пространственные и временные вариации параметров почв и растительности). Ожидаемое число возможных градаций в диапазоне изменений характерных величин влажности и биомассы – до 5, солености – до 3. Будут развиты необходимые модели и алгоритмы, отработана методика проведения соответствующих космических измерений, калибровки и валидации экспериментальных данных.

22 июля 2012 года ракета-носитель «Союз-ФГ» вывела МКА-ФКИ (ПН1) «Зонд-ПП» на целевую орбиту. Вместе с ним на орбиты были выведены «Канопус-В», Белорусский космический аппарат (БелКА-2), а также немецкий «TET-1» и канадский «exactView-1» (ADS-1b).

В ноябре-декабре 2012 года были завершены лётные испытания МКА-ПН1. В ходе испытаний — на основании регулярно получаемых заявок от ИРЭ РАН — производилась съёмка поверхности Земли с последующим сбросом целевой информации, для обработки которой велась калибровка целевой аппаратуры и отладка программного комплекса. Одновременно с радиометрической информацией в ИРЭ РАН передавались данные с четырёхзональной мультиспектральной камеры, установленной на спутнике для сопоставления видео- и радиометрических данных.

В начале июня 2013 года появились проблемы с управлением спутником «Зонд-ПП», предположительно связанные со сбоями в бортовом компьютере. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин сообщил 11 июня 2013 года, что есть надежда на возвращение космического аппарата к нормальной работе. Директор НПО имени С. А. Лавочкина в интервью от 27 августа 2013 года заявил, что проблемы кроются в бортовом вычислительном комплексе, и комиссия по выяснению причин нештатной ситуации со спутником продолжает работу.

Космический аппарат был выведен из эксплуатации после сбоя произошедшего в июне 2013 года.

Как измерить ёмкость аккумулятора

Ёмкость аккумуляторной батареи определяет количество времени, в течение которого АКБ сможет давать энергию на полезную нагрузку. Емкость аккумуляторной батареи измеряется в ампер-часах. Сама физическая единица показывает, что ёмкость аккумуляторной батареи — это произведением тока разряда аккумулятора (в амперах) на время разряда АКБ (в часах).

Ёмкость аккумуляторной батареи — это физическая величина, которая вместе с напряжением батареи определяет количество энергии, которую способна дать полностью заряженная аккумуляторная батарея. Не следует путать понятия ёмкости аккумуляторной батареи и заряда (заряженность) аккумулятора.

Ёмкость определяет потенциал аккумуляторной батареи, то есть количество времени, в течение которого АКБ сможет обеспечить питание нагрузки, если аккумуляторная батарея полностью заряжена.

Реальная ёмкость аккумулятора определяется несколькими факторами: величиной приложенной нагрузки, температурой батареи. Чем больше приложена нагрузка, тем быстрее происходит разряд батареи. Чем ниже температура, тем меньше ёмкости имеет батарея. Ёмкость аккумулятора — величина, зависящая от способа и условий измерения, поэтому её необходимо рассматривать в соответствии с технической документацией к батареи. Обычно производитель определяет длительным способ разряда батареи (в течение 20 часов) при комнатной температуре (20 градусов).

Определение ёмкости аккумулятора методом длительного разряда

Стандартным лабораторным методом определения ёмкости аккумулятора является метод длительного контрольного разряда. В начале аккумуляторную батарею полностью заряжают, а потом разряжают постоянным малым током. Одновременно ведут учёт времени разряда батареи. Ёмкость аккумулятора вычисляют как произведение силы тока на время. Сложность метода состоит в необходимости поддерживать постоянное значение силы тока разряда, для этого используют специальное оборудование.

Бытовым способом измерения ёмкости аккумулятора является метод разряда АКБ с помощью постоянной нагрузки. При этом используют в качестве нагрузки одну или несколько автомобильных ламп, выбирая нагрузку из расчета 1/20 величины номинальной ёмкости. Время засекается по обычным часам. Такой метод имеет неточность, так как напряжение АКБ в течение тестирования снижается, и, следовательно, меняется ток нагрузки. Следует так же опасаться полного (глубокого) разряда АКБ, это может привести к поломке батареи.

Еще один способ измерения ёмкости аккумулятора также основан на использовании метода длительного разряда. В этом случае используется специальная электронная схема и электронные часы, подключенные в схему. Такую схему можно найти на страницах журналов радиолюбителей.

Собрать её сможет опытный радиолюбитель или профессиональный электронщик, для каждого аккумулятора придется подобрать расчетным путём необходимые значения сопротивления нагрузки. Измерение проводится так же в течение 20 часов.

Определение ёмкости аккумулятора с помощью специального электронного тестера

Для быстрого определения ёмкости аккумулятора можно использовать специальные тестеры ёмкости аккумуляторов. Работа таких устройств основана на проведении серии специальных измерений. Для определения ёмкости тестер отправляет несколько зондирующих импульсов в подключенную аккумуляторную батарею. Получив обратный сигнал, тестер проводит их распознание и с помощью микропроцессора делает необходимые вычисления ёмкости аккумулятора. Полученный результат выводится на электронный дисплей устройства.

Одним из таких приборов является тестер ёмкости аккумуляторных батарей SKAT-T-AUTO.

Тестер ёмкости аккумулятора SKAT-T-AUTO является полностью автоматический прибором, не требует специальных знаний для проведения измерений. Тестер предназначен для быстрой оценки технического состояния герметичных и негерметичных свинцово-кислотных АКБ с номинальным напряжением 12 В и номинальной ёмкостью от 1,0 до 120 Ач.

Тестер емкости аккумулятора позволяет определить ёмкость аккумулятора с необходимой для эксплуатации АКБ точностью всего за 15 секунд.  Работа с прибором очень проста. Нужно отсоединить батарею от прибора, в котором она установлена, подсоединить к тестеру с помощью специальных зажимов и нажать всего одну кнопку.

После определения остаточной ёмкости батареи, её сравнивают с номинальной ёмкостью новой батареи, указанной в паспорте изделия. Если остаточная ёмкость батареи менее 50 %, то её необходимо вывести из эксплуатации и провести восстановление или замену батареи.

Как определить реальные характеристики аккумулятора

Емкость АКБ за время эксплуатации может значительно меняться. Не касаясь вопросов конкретного применения батареи, легко оценить её реальное текущее состояние. Для этого используют два способа.

  1. Лабораторный. Предварительно заряженный аккумулятор разряжают продолжительное время малым током, фиксируя время, в течение которого проводится этот разряд. Ёмкость заряженной батареи будет равна произведению времени на силу тока. Сложность метода – в применении специального оборудования.
  2. Бытовой. Подход такой же, но при этом используется обычная лампа ближнего или дальнего света на 55 ватт, например, мощностью 55 Вт. Она обеспечивает ток 4,6 А. К предварительно заряженной батарее подключают лампочку и засекают время разряда. При этом желательно контролировать напряжение на выводах аккумулятора. Когда оно достигнет значения 10,5 В, разряд прекращают. Произведение времени разряда на ток (в нашем случае 4,6 А) даёт емкость АКБ. Так, если процесс занял 10 часов, то ёмкость аккумулятора будет равна 46 А·ч.

Использование лампочки для оценки состояния батареи не обеспечит той точности, что лабораторное оборудование, но позволит примерно определить текущие характеристики АКБ.